livelight: (dark)
livelight ([personal profile] livelight) wrote2022-06-02 09:07 pm

Милгрэм и Гёдель

Фактически Милгрэм начал свои изыскания, чтобы прояснить вопрос: как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях? После отладки своих экспериментальных методик в Соединённых Штатах Милгрэм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он полагал, весьма дисциплинированны и склонны к повиновению. Однако после первого же проведённого им в Нью-Хэйвене (штат Коннектикут) эксперимента стало ясно, что в поездке в Германию нет необходимости и можно продолжать заниматься научными изысканиями рядом с домом.
(c) wiki

Увы, сейчас в мире роль, которую 80 лет назад играла Германия, уверенно заняла Россия. И я регулярно слышу голоса, которые убеждают всех окружающих, что народ России обладает политической субъектностью, и что он сам себе выбрал такое руководство по вкусу, всячески поддерживает его войнушку всеми своими 146-ю процентами, и весь поголовно именно такой, как его худшие представители в какой-нибудь Буче. Ну и прочее "Сколько раз ты увидишь его, столько раз и убей" - не про конкретных людей, которые вопят "надо хохлам в отместку за наш мирный военный корабль разбомбить побольше их военных мирных городов", а про всех россиян скопом. Про Милгрэма им рассказывать бесполезно, увы. Про Гёделя тем более.

При чём тут Гёдель?

Когда Гёдель эмигрировал в США, ему пришлось проходить собеседование по получению гражданства. И на комиссии ему сказали, что на его родине был тоталитарный строй, а здесь, в Америке, это невозможно. На что Гёдель возразил: "Неправда! Я могу доказать, что из США можно сделать диктатуру за четыре года, при этом не нарушив конституцию."
(с) Есть такая байка.
В википедии кратче:
"В 1948 году Гёдель получил американское гражданство. На собеседовании он попытался доказать, что Конституция США формально-логически неполна и не гарантирует от установления диктатуры, но был вежливо остановлен"

Тут мне гораздо более интересен вопрос, почему в одних странах граждане сохранили субъектность, в других - потеряли в боях, а в третьих - сдали без боя. Но таких комментаторов это не интересует. А ведь чтобы думать об этом - нужны ровно те же качества, которые необходимы для того, чтобы самому не стать иллюстрацией к эксперименту Милгрэма.

Тут тонкое равновесие.

(Anonymous) 2022-06-03 09:29 am (UTC)(link)
В отношениях народа и власти есть тонкая, неощутимая точка невозврата, перейдя которую вернуться к народовластию уже невозможно. И точка эта находится ещё далеко в пределах видимой демократии, там, где никакой угрозы диктатуры ещё не заметно. Переход через эту точку всегда происходит волей народа, когда народ в чём-то чересчур един.