livelight: (hot)
livelight ([personal profile] livelight) wrote2015-05-17 11:55 pm

Про Позитивное Мышление™

Френдлента сообщила мне вдруг, что "Недавно через интернет прошел шквал критики в адрес "позитивного мышления"". Никаких шквалов не видел, но как раз была мысль написать (в том числе по следам дискуссий у восхитительной [livejournal.com profile] elis_27), а теперь тем более напишу, ибо нельзя же не поучаствовать в активно идущем глобальном сраче, даже если его не видел :)

Вместо эпиграфа:
Мой небосвод хрустально ясен
И полон радужных картин
Не потому, что мир прекрасен,
А потому, что я - кретин

(С) Игорь Губерман.

Я с ним согласен, а с теми выводами, которые некоторые делают из этого стишка, - нет :)


Есть такой взгляд на вещи, что эмоции - хорошие ли, плохие ли - это всего лишь отражение мозгом объективной реальности, и трогать их не надо, это в лучшем случае пустая трата сил, а работать надо с объективной реальностью, которая порождает таких эмоции. Есть ещё концепция, что сознание - это всего лишь пассивное зеркало, которое отражает мир. А ещё есть концепция, что где-то существует какая-то объективная реальность. Эти все концепции явно растут из одного корня, но я нахожу их малопродуктивными.

Лично я исхожу из того, что наш ум - это только во вторую очередь зеркало, а в первую - машина управления, которая на вход берёт ту картину мира, которую вы ей подсовываете, а на выходе выдаёт какие-то действия. У нас есть руки, ноги, вторая сигнальная и ещё куча других способов воздействия на окружающую среду, которыми он управляет. Кроме того, он управляет внутренними средами вашего же организма, что тоже весьма немаловажно для вашей долгой и счастливой (или наоборот) жизни. Люди (и нелюди), сильнейший стресс может вас убить в считанные дни, а то даже и секунды! Тяжёлый передоз кортизола; жестокие мышечные зажимы по всему телу; неэффективность управляемого центрами тревоги мышления; суженность внимания, которое может не заметить, например, летящую на вас машину, пока вы стрессуете из-за, например, созданной себе на пустом месте сантабарбары; вызванная стрессовыми концепциями, оценивающими мир как источник боли и страдания, подавленность общей витальности организма; блокировка витальности и активности из-за затыков в целеполагании; прочие побочники стрессовой реакции -- всё это очень эффективно может не просто ухудшать качество жизни, а реально убивать вас или хотя бы снижать шансы на выживание! Оно вам таки надо?


Так что - стакан наполовину полон и ниибёт! Мир - источник радости, а не боли (а кто агрессивно доказывает мне обратное - пусть не удивляется, если его энергетический тонус проваливается регулярно под плинтус). Это на концептуальном уровне.

На уровне практики - накапливать источники радостных эмоций и учиться радостно воспринимать мир. Да-да, качать в себе мышцу того самого "позитивного мышления", как кретин какой-нибудь :)
Ну и вот ещё - ссылочка, которую принесло вместе с исходным сообщением :)

Это всё работа с субъективной реальностью, и она очень важна для того качества бытия, которое я называю жизнью, но иногда - важно даже и для выживания.

А объективная реальность - вообще подождёт, она уже столько лет ждала, когда вы перестанете трахать себе моск почём зря плохими мыслями, и ничего! Конечно, если совсем забить на проблемы в ней, которые вызывают плохие эмоции, то рано или поздно они вас уничтожат, но если слишком морочиться ими и не уравновешивать их целенаправленно созданными в своей жизни (в том числе даже и в реальности совершенно субъективной) источниками радости - то они вас тоже уничтожат, причём, возможно, гораздо раньше. На этой позитивной ноте я и закончу свою речь ;)

[identity profile] karachee.livejournal.com 2015-05-17 10:08 pm (UTC)(link)
Либо энергия есть, либо энергии нет. Когда она есть, человека просто прет. Когда её, нет человеку нужен костыль.
Под правую руку - "позитивное мышление", под левую - "негативное мышление".
Все разговоры какой из костылей лучше, это уже вопросы о том, в какой рубашке лучше будет смотреться больной в гробу.

[identity profile] karachee.livejournal.com 2015-05-18 10:07 am (UTC)(link)
Если в чай не положен сахар, никакие движения ложки не сделают его слаще. Здоровье, деньги добываются активностью. Правильный источник активности - скука, интерес, внутренняя потребность к действию. Если активность вызывается через внушение себе нужных мыслей, значит что-то уже пошло не так. Лечить надо не симптомы, а болезнь. Болезнь позитивным мышлением не вылечишь.

[identity profile] karachee.livejournal.com 2015-05-18 03:18 pm (UTC)(link)
Доктор у меня не работают почки, что мне делать? - покушай персиков, они вкусны и полезны.
Кроме того Позитивное мышление такая же еда, как помешивание в стакане ложкой - сахар.

>Метко наработанными привычками по поддержанию тяжёлых мыслей и эмоций, а также по направлению >внимания исключительно на негатив это всё (кроме скуки) можно очень эффективно загробить.

Есть ещё алкоголь, наркотики, кровопускания, капрофрагия, мазохизм и пр. удивительные моменты мира зависимостей. Однако само по себе воздержание от оных не относится к классу решений как нам научиться радоваться жизни без использования костылей.

[identity profile] karachee.livejournal.com 2015-05-20 09:55 am (UTC)(link)
Аспирин, это редкая гадость, но он помогает там, где персики бессильны. А призывы обжираться вкусняшками... с целью избежать передозировки аспирином, это.. какая-то хрень за гранью контекста.

Если ты, как говоришь ниже, человек сильный, то нафига тебе позитивное мышление? Твое мышление равно ситуации, а твоя ситуация преманентно позитивна. Если тебя можно перешибить соплей, куда тебе засунуть позитивное мышление, чтобы сила появилась? В какой из естественных разъемов?

[identity profile] karachee.livejournal.com 2015-05-20 07:20 pm (UTC)(link)
Все есть яд и все есть лекарство, тем или иным делает только доза.
Позитивное мышление ныне поставляется исключительно в мешках, если о нем говорить, то в первую очередь говорить о "передозировке", и лишь потом о возможной и ограниченной пользе.

[identity profile] n0rka.livejournal.com 2015-05-18 04:11 am (UTC)(link)
Негативное мышление эту самую энергию может еще как высасывать, в то время как позитивное - минимум не принесет вреда, а максимум - еще и пользу. Если не читать "последние новости нейробиологии и нейропсихологии" то можно хотя бы элементарно понаблюдать за состоянием своего организма, когда одна плохая мысль цепляется за другую, а дальше - "этот поезд в огне и нам некуда больше бежать".

Лично я своему организму стараюсь не вредить и мысли отслеживаю быстро. Когда присутствует мало-мальская осознанность, становится понятно, что негативные мысли имеют тенденцию множиться молниеносно и испортить весь день. Можно размышлять сколько угодно, но на практике с позитивным мышлением куда проще и здоровее жить. Может, не как кретин в эпиграфе, а может, на фоне общего депрессивного мрака позитив будет смотреться немного не от мира сего. На собственном опыте выравнивая плохую ситуацию блокировкой негативных мыслей и выводом их в нейтрал/позитив, я замечала поразительные перемены в лучшую сторону в течение всего дня.

Это такое... кто хочет оставаться в облаке негативных мыслей и прогнозирования, найдут очень много доводов. Лично я считаю негативное мышление непродуктивным :)

[identity profile] cyaness.livejournal.com 2015-05-18 06:14 am (UTC)(link)
Угу. Позитивное мышление это важно. Вот в тему старый рассказ (http://samlib.ru/k/kuprijanow_d_w/optimizm.shtml) Рысёнка Дена.

Но не всегда получается.
elis_27: (благословение)

[personal profile] elis_27 2015-05-18 07:44 am (UTC)(link)
Привет! Какой приятный эпитет в отношении меня)) Честно говоря, выражение "позитивное мышление" терпеть не могу, потому что под ним часто всякие пионерские лозунги подразумевают. Моё эмпирическое по теме. (Перечитала, по-моему, мы с тобой об оном и том же говорим, только у тебя оно математически красивыми алгоритмами и выкладками сформулировано, а у меня - ну, как-то иначе)))
Нынешней осенью и частично зимой мне пришлось опытным путем найти, что ж в нём, в этом самом п.м., работает. До уровня "принимать всё равнозначным и равновеликим блаблабла" мне далеко, и я к нему не стремлюсь. Бывает хорошо, а бывает хреново, чай я люблю, а кока-колу нет, и совершенно незачем убеждать себя, что кока-кола так же есмь хороша, как и чай. Смысл направленного в радость мышления из точки "хреново" - вовсе не в том, чтобы убедить себя, что это хреново - хорошо, а в том чтобы согласиться, что ну да, вот сейчас так. Оно всё равно так, даже если не соглашаешься)) И начать хотеть в другое "так". То бишь это самое нелюбимое мною выражение п.м. - оно о том, чтобы не крутить мысли вокруг того нерадостного, в которое вляпался, а направлять их в_туда, куда хочется.
А когда народ бесят призывы к п.м. - так это призывы возлюбить то, что любить не хочется, мне кажется, бесят. И это вполне понятно)

А, ну еще есть такая штука как в принципе наличие благодарности и умения ценить и радоваться происходящему. У меня с ними всё хорошо, так что специально чего-то делать не приходилось, а если с ними не очень, то, наверное, развивать чувственное (в широком смысле) восприятие. Ну а благодарности, как ни печально, эффективнее всего учат не самые радостные моменты. Когда уже хорошо знаешь, что пряников всяческих может и не быть, тогда их по-настоящему ценить научаешься.
elis_27: (благословение)

[personal profile] elis_27 2015-05-18 01:06 pm (UTC)(link)
Про жертвенников - это вообще немного другая тема была - я имею ввиду, в моем комментарии здесь у тебя, кажется, я о том же, о чем ты, но другим способом)

[identity profile] redjit.livejournal.com 2015-05-18 02:08 pm (UTC)(link)
я удивляюсь как еще никто не вспомнил Бодхи с его устранением негативных восприятий))

[identity profile] redjit.livejournal.com 2015-05-18 02:17 pm (UTC)(link)
не суть..

Страдания такая же полноценная часть жизни как и удовольствия, это диалектическая пара, одно без другого не бывает)

Выбирая только Позитив вы раскачиваете маятник, который через некоторое время отклониться в противоположную сторону..

Дополнит жизнь до целого:)

[identity profile] redjit.livejournal.com 2015-05-18 08:21 am (UTC)(link)
Я противник позитивного мышления) Это очень подлая штука. Иллюзии закрывающие нелицеприятную реальность.. Ты описал правильный эффект , когда ты на этих иллюзиях успеваешь накачать энергии, пользуясь механизмом обратной связи, но я вижу все же некую подлянку..

Это похоже на стремление казаться вместо быть. Можно долго долго пытаться казаться и некоторые утверждают, что в итоге станешь тем кем пытался казаться.. Но я утверждаю что не станешь)

Так и тут! На каком-то более глубоком уровне я думаю человек все же знает, что это способ самообмана. Да - он позволяет защитить психику, да - иногда он полезен. Но это те костыли, которые если не отбросить, то так и не научишься нормально ходить..


p/s я кстати не противник страдания.. страдать полезно! не выстрадав ничего не осознаешь во всей глубине и не найдешь нужную мотивацию для изменений

[identity profile] redjit.livejournal.com 2015-05-18 02:06 pm (UTC)(link)
ты так договоришься до того что шизофрения это нормально))

будисты для меня не авторитет)

[identity profile] iris-the-fox.livejournal.com 2015-05-21 03:22 pm (UTC)(link)
"Если ты можешь своими "иллюзиями" об ком-то или чём-то вызвать от этого желаемую тебе обратную связь - то это не "иллюзии", а творение нужного тебе взаимодействия с этим."

А это как? Как мои иллюзии влияют на обратную связь-то?типа как в примере ниже, машина не собьет?

[identity profile] http://users.livejournal.com/_submarine_/ 2015-05-18 06:36 pm (UTC)(link)
Круто, спасибо! Совершенно согласна.

[identity profile] in-out-in.livejournal.com 2015-05-19 05:46 pm (UTC)(link)
В позитивном мышлении нет ничего плохого, если не возлагать на него чересчур большие надежды))
Утрированный пример: человек знает, что ему везет и всегда все получается так, как он типа себе представляет. То есть, перебегая дорогу, будет думать, что успеет. Возможно, это будет последнее , о чем он подумает в этом воплощении)

[identity profile] in-out-in.livejournal.com 2015-05-19 06:50 pm (UTC)(link)
>>но реально у них гораздо ниже уровень ЛС, чем тот, на котором это действительно так.
Сложно сказать. Я не видела ни одного человека, у которого всегда и все работало бы. Это, конечно, не значит, что их нет)) Просто я не сталкивалась..
Зато видела сломанных позитивистов. Отскок такой очень болезненный(

[identity profile] in-out-in.livejournal.com 2015-05-19 07:21 pm (UTC)(link)
Есть люди с магнетическим влиянием!)) Видела таких.. Но тут что-то другое, врожденный дар. Или интуиция нереально развита. Адепты позитивного мышления совершенно иначе воспринимаются)

[identity profile] in-out-in.livejournal.com 2015-05-19 07:45 pm (UTC)(link)
на живых существ и обстоятельства))
Когда я слышу слово ''прет'' , я почему-то начинаю чесаться)) От зависти, наверное..

[identity profile] iris-the-fox.livejournal.com 2015-05-21 03:20 pm (UTC)(link)
"А когда народ бесят призывы к п.м. - так это призывы возлюбить то, что любить не хочется, мне кажется, бесят. И это вполне понятно)"
Именнашта