livelight: (Default)
[personal profile] livelight
Историческая задача, которая не решена нацией, -- разрыв родительско-детских отношений с властью. Все попытки в этом направлении пока заканчивались лишь "возвращением блудного сына", да еще и с непременным избиением "папашей" за то, что осмелился, и последующим долгим периодом забитости, так, что головы не поднять и рта не открыть. К 80-м вдруг стало как-то видно, что папаша-деспот уже не тот. Зубы повыпали, радикулиты-ревматизмы и вообще ничто не вечно под луной. К тому же кормить он больше не мог, а нравоучениями продолжал докучать, уважения требовал, а за что, если куры синие и трусы в дырах ? Нарисовалась перспектива от папеньки избавиться, да причем легко и весело. Типа мирная революция. А там -- гуляй-не хочу, свобода.
Потом быстро выяснилось, что на свободе очень быстро хочется есть, и ночью холодно, и есть люди, которые могут побить не хуже папы, да еще и деньги отобрать. Облом. А стратегий самозащиты в голове нет, да и откуда бы, если годами и столетиями любые попытки самозащиты, любые порывы сказать или даже подумать, что "так со мной нельзя" автоматически приравнивались к бунту и карались четвертованием (с вариациями). Свобода она хороша, когда у тебя есть ресурс ею пользоваться. Знания-умения-навыки, уверенность в себе, силы "бороться и искать, найти и не сдаваться" и прочая энергия дерзновения. А если все, что есть в распоряжении: иллюзии, комплексы, непрожитые травмы и бедные технологии, далеко не уедешь.

В общем, за 10 лет устали люди от всего этого, как сбежавший из дома подросток начинает через какое-то время с тоской вспоминать теплую спальню и суп на столе, назойливый контроль родителей начинает вспоминаться как забота, нотации - как милое ворчание, а если и лупили когда, так за дело, да и вообще, они ж свои, родные. И он идет и звонит в дверь, и если папа не совсем идиот и не станет в этот момент махать ремнем, а даст поесть и спать уложит, то будет ему признательность и послушание в ответ. И оно, наверное, хорошо и правильно, потому что все равно пройдет еще лет пять, подросток вырастет, наберет ресурса и снова уйдет, уже без иллюзий и истерик, просто потому, что пора.

Если, конечно, не травмирован настолько, что всю энергию дерзновения потерял и хочет одного: ничего не делать, ни за что не отвечать, и просто потреблять. Таких, кстати, немало, среди детей, рожденных в "голодные" годы. Не потому, что они прям голодали, а потому, что будучи маленькими, чувствовали страх родителей перед жизнью и испугались до глубины души. Родители часто жалуются: лентяй, потребитель, инфантил. А он просто напуган так, что даже думать боится о том, чтобы взять на себя взрослые риски, и не заманишь его никакими взрослыми возможностями.

У нас есть сейчас, по сути, две части общества (причем это никак не связано с идеологией, в обеих есть и правые, и левые и вообще всякие). Одна в силу стечения обстоятельств получила больше ресурса и меньше травм. Она хочет расти, идти дальше, она требует перемен, для нее "стабильность" в интерпретации путинского режима непереносима, как непереносим для здорового ребенка принудительный постельный режим.
Другой досталось сильнее, эфемерные идеи типа "честных выборов" и пр. ее не греют. Она мудра посттравматической мудростью "лишь бы не было войны". Это не значит, что она не растет и не меняется. Просто уровень тревоги очень высокий. Да еще вдруг все больше раздается звоночков, что стабильность-то того... ненадежна весьма. Девки в храме скачут, лозунг "Хутин пуй" по городу таскают, виданное ли дело.

Пробовали когда-нибудь отнять у утопающего соломинку? Вы можете сколько угодно кричать: "Дорогой, это же соломинка, она фиговый вариант спасения, не теряй время, плыви, давай, смотри, как я. Да отпусти же ее, утонешь вместе с ней на хрен, идиот, баран, брось, я сказал! " Не выйдет. Если попробуете отнять -- схлопочете по морде. Потому что покушаетесь на самое дорогое -- на иллюзию безопасности человека, которому страшно.

Сейчас нам усиленно (вся пропагандистская машина работает с этой целью во всю мощь в три смены) внушают, что баррикада проходит между этими двумя частями общества. Чтобы никто ни в коем случае не осознал, что на самом деле ее место -- между обществом и режимом. От которого ни свободы, ни стабильности, а одно делание вида. И вот имеем, что имеем. Папа в маразме. Стабильности больше не будет, хоть мечтай о ней, хоть беги ее, это в один голос все экономисты и социологи говорят. А общество разделилось на вцепившихся в соломинку и на них обидевшихся.


(Цитирую с сокращениями)

Читать целиком: http://ludmilapsyholog.livejournal.com/141395.html
+ пост до и пост после

Profile

livelight: (Default)
livelight

December 2025

S M T W T F S
 12 3456
78910111213
14151617181920
21 222324 252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 28th, 2025 03:23 am
Powered by Dreamwidth Studios